Ранний опыт государственного строительства большевиков и Конституция РСФСР 1918 года    7   23636  | Официальные извинения    970   98575  | Становление корпоративизма в современной России. Угрозы и возможности    236   80068 

Освобождение труда: к истории и теории воппроса

(К 140-летию создания Г.В. Плехановым первой марксистской организации в России«Освобождение труда»)

1

Открытие реального пути в царство человеческой свободы приходит с возникновением учения Маркса, которое манифестировало начало подлинной революции духа в сознании человека и общества. Знаменитый 11-й тезис К. Маркса о Фейербахе часто забывается теми, кто видит в Марксе только интеллектуального ученого, но именно К. Маркс указал на принципиально новое назначение философии - на ее революционно преобразующую роль в мире.

Самую глубокую сущность в учении Маркса составляет идея освобождения труда, хотя он не часто пользовался этим понятием. В работе «Гражданская война во Франции (1870-1871)» он пишет: «Коммуна должна была поэтому служить орудием ниспровержения тех экономических устоев, на которых зиждется самое существование классов, а следовательно, классовое господство. С освобождением труда все станут рабочими, и производительный труд перестанет быть принадлежностью известного класса» [10, c. 346].

Главная мысль К. Маркса заключается не в том, что все станут рабочими, а что все люди в обществе, а не только рабочий класс, будут заняты производительным трудом. В первом наброске этой работы освободительный пафос учения Маркса выражен более мощно: «Коммуна кладет начало освобождению труда, - которое является ее великой целью» [10, c. 553]. Освобождение труда –высший смысл и символ наступающей пролетарской революции, которая свидетельствует о начале перехода общества из царства необходимости в царство свободы. Только с этого момента люди получают реальную возможность сознательно творить свою историю.

Выдающаяся заслуга Г.В. Плеханова состоит в создании первой российской марксистской организации «Освобождение труда». Два проекта программы группы «Освобождение труда», напечатанные во 2-м томе его собрания сочинений в 20-е г. прошлого века, как пишет редактор этого тома Д. Рязанов, «весьма важны и в том отношении, что дают возможность проследить эволюцию взглядов Г.В. Плеханова и его товарищей 1883 до 1888 г.» [14, c. 5]. Д. Рязанов подчеркивает: «Если уже в 1882 году Плеханов становится вполне убежденным марксистом…, то с начала 1883 он становится социал-демократом» [14, c. 3].

Г.В. Плеханов изложил в небольшой по объему работе Программу социал-демократической группы «Освобождение труда». Главная мысль: «Политическое самовоспитание и господство рабочего класса составляют необходимое предварительное условие его экономического освобождения. Только вполне демократи­ческое государство может свершить экономический переворот, сообразный с интересами производителей и требующий разумного участия их в организации и регулировании производства» [14, c. 358].

          Во втором проекте Плеханов пишет о том, что «русские социал-демократы, подобно социал-демократам других стран, стремятся к полному освобождению труда от гнета капитала. Такое освобождение может быть достигнуто путем перехода в общественную собственность средств и предметов производства… Эта коммунистическая революция вызовет самые коренные изменения во всем складе общественных и международных отношений. Но так как освобождение рабочих должно быть делом самих рабочих, …то неизбежным предварительным его условием является захват рабочим классом политической власти» [14, с. 400-401].

В обоих проектах речь идет об экономическом освобождении рабочего класса и тех политических условиях, при которых оно становится возможным. Идея освобождения труда, таким образом, наполняется политическим и экономическим содержанием.

В 1895 г. для установления личных связей с группой «Освобождение труда» В.И. Ленин отправился за границу, где встретился с Г.В. Плехановым. По возвращению в Петербург он создает в конце 1895 г. подпольную организацию «Петербургский Союз борьбы за освобождение рабочего класса».

Слово «освобождение» в те времена было весьма популярным. П.Б. Струве написал для I съезда РСДРП Манифест, в котором цитирует Маркса (впрочем, неточно), указывая, что «освобождение рабочего класса может быть только его собственным делом» [8, с. 81]. Вскоре он переходит на позиции философского идеализма и либерального консерватизма и начинает издавать в эмиграции либеральный журнал «Освобождение» (1902-1905 гг.), становится одним из основателей либерального «Союза освобождения».

В 1903 году в связи с созданием РСДРП на ее втором, учредительном съезде группа «Освобождение труда» «растворилась» в организационных структурах созданной партии, как об этом впоследствии поведал Лев Григорьевич Дейч, один из организаторов группы. Он сохранил и после 1903 г. особо тесные и доверительные отношения с Плехановым, а после его смерти стал заниматься изданием его трудов. Он умер в августе 1941 года и похоронен на Новодевичьем кладбище. После 1903 г. реализация идей группы «Освобождение труда» была тесно связана с теоретической и практической деятельностью РСДРП, а после 1917 года - большевиков.

Историческое значение группы «Освобождение труда» В.И. Ленин видел в том, что она идейно, теоретически основала российскую социал-демократию и сделала первый шаг навстречу рабочему движению. Он указал на преемственность взглядов деятелей «Петербургского Союза борьбы» и членов группы «Освобождение труда» по многим принципиальным вопросам, назвал её представительницей революционно-марксистского течения в русской социал-демократии. Историю марксизма в России Ленин вёл с ее образования.

1 мая 1920 г. В.И. Ленин выступил в Москве на субботнике на закладке памятника «Освобожденный труд» на постаменте памятника Александра III у храма Христа Спасителя: «На этом месте прежде стоял памятник царю, а теперь мы совершаем здесь закладку памятника освобожденному труду» [7, с. 106].

 Помимо Москвы, освобожденному труду ставят памятники в ряде городов Советской России. Один из них появился в Петрограде на Каменном острове (Остров трудящихся с 1920 по 1989 гг.). Согласно всем античным традициям, монумент напоминал античного Геракла. Пролетарий был обнажен, и поэтому после открытия памятника к фигуре пришлось приделать рабочий фартук. В Екатеринбурге памятник пролетарию известного скульптора Эрьзя простоял 1920 по 1926 гг. Памятник также подвергался критике за обнаженный вид.

В первое советское десятилетие идея и образ освобожденного труда имели широкое распространение. Впоследствии эта проблематика уходит на задний план. Продолжает оставаться реалией в больших масштабах отчужденный труд. Нейтрализация негативных последствий отчуждения возможна была с помощью либо принуждения, либо идеологически оформленного энтузиазма. По этой причине потерпела неудачу идея соединения ожидаемой революции духа и освобожденного труда, о чем мечтали особенно люди искусства после Октябрьской революции. «Февральская революция уничтожила рабство политическое… Бомбу социальной революции бросил под капитал октябрь… Мы пролетарии искусства – зовем пролетариев фабрик и земель к третьей бескровной, но жестокой революции, революции духа», – писали в марте 1918 г. в своем манифесте летучей федерации футуристов поэты Д. Бурлюк, В. Каменский и В. Маяковский [9]. Апостольское служение Маяковского с его верой в духовное преобразование российских, советских людей продолжалось на протяжении всей его дальнейшей жизни .

 

2

Несколько слово о теоретической стороне вопроса. Труд есть целесообразная деятельность, направленная на преобразование предмета труда как материального, так и идеального в виде продуктов человеческого сознания. Труд создает не только блага, необходимые для удовлетворения общественных и индивидуальных потребностей, он вместе с тем есть развитие (или неразвитие) человека, его интеллектуальных, духовных и физических способностей и потребностей.

Преобразование в ходе истории человека человеческим трудом, постепенное преодоление ограничений труда должны привести к появлению всесторонне развитого человека, свободного в своей деятельности, привести к превращению труда в первую жизненную необходимость для человека.

Плеханов вслед за Марксом говорит о первом, но самом главном в длительном процессе освобождения труда - о политическом освобождении рабочего класса.

Политическая революция, в отличие от политического переворота, связана с переходом власти к рабочему классу, она ведет к радикальной смене (быстрой или растянутой по времени) отношений собственности - экспроприация средств производства у эксплуататоров и превращения их в общественную собственность. Таким путем закладываются основы социализма как нового общественного строя. Дальнейшие шаги в направлении освобождения труда зависят от особенностей продвижения по пути социализма. В случае Советской России, социалистического строительства наиболее сложные задачи освобождения труда оказались тесно связанными с социальным и технологическим его освобождением.

Экономическая политика при социализме становится социально ориентированной, т.е. ориентированной на всестороннее улучшение качества жизни человека, а не направленной, как прежде, на достижение частными собственниками максимальной выгоды. При таком подходе государство начинает превращаться в социальное государство. Именно на этом этапе начинается целенаправленное формирование им и всем обществом социалистического образа жизни, и прежде всего устойчивой жизненной потребности к труду в широких народных массах, достижения высокого уровня материальных и социальных благ.

Наконец, этап технологического освобождения труда связан с коренным изменением технической базы материального производства, с окончательным преодолением общественного разделения труда на физический и умственный труд создает условия для превращения всех видов общественно-полезного труда в творческую свободную предметно-созидательную деятельность каждого человека.

Политическая теория и практика марксизма в XX в. были вполне оправданно сдвинуты в сторону удовлетворения лишь материальных жизненно значимых потребностей. Этого требовала эпоха голода, нищеты, жестокой эксплуатации и угнетения. Следует подчеркнуть важную мысль об антимещанской сути учения Маркса, классического марксизма в целом [6, c. 30], о чем часто забывают.

Стремление к удовлетворению материальных потребностей есть естественный закон. Но ему противостоит антимещанское, духовное начало, роль которого постепенно возрастала в ходе исторического развития общества. Вся история человечества есть борьба этих двух начал.

История реализации идеи Маркса об освобождении труда в Советском Союзе наряду с очевидными успехами имела немало драматических и трагических страниц. В раннем советском социализме основное внимание уделялось вопросам удовлетворения жизненно важных материальных потребностей, непрерывному повышению материального благополучия граждан. Советское общество в условиях наступившей в середине 1950-х гг. информационной открытости подверглось резкой атаке со стороны пришедшей в страну западной идеологии потребления, которая стала постепенно вытеснять из сознания людей потребность в высших духовных ценностях. В общественном сознании страны со всей остротой встает о том, как дальше идти стране по социалистическому пути, на какие новые духовные ориентиры должен ориентироваться советский человек, как их формировать у него, как приступать к дальнейшей реализации на практике марксова положения об освобождении труда, о всестороннем развитии человека.

Ахиллесова пята советского марксизма - недостаточное внимание к высшим ценностям, к духовной стороне учения Маркса. Конечно, в советском марксизме ставились вопросы культурной революции, развития советской культуры и советского человека. Человек культуры и идея социализма неразрывно связаны между собой. Но если взять Программу партии, принятую на XXII съезде КПСС, то ее раздел «Всестороннее и гармоническое развитие человеческой личности» выглядит довольно скромным. В нем, в частности, было сказано, что «в период перехода к коммунизму возрастают возможности воспитания нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство… По мере сокращения времени на материальное производство расширяются возможности для развития способностей, дарований, талантов» [4, c. 318-319], но это определение так и осталось где-то на периферии идеологического разговора с массами.

В Конституции СССР 1977 г. была зафиксирована лишь первый этап исторического освобождения труда. В статье 14 говорится: «Источником роста общественного богатства, благосостояния народа и каждого советского человека является свободный от эксплуатации труд советских людей. Государство, сочетая материальные и моральные стимулы, поощряя новаторство, творческое отношение к работе, способствует превращению труда в первую жизненную потребность каждого советского человека» [2].

Но революция духа не состоялась как в 20-е, так и в 60- годы прошлого столетия. Идеология не смогла дать ответы на духовные запросы и поиски советских людей. Страну захватила волна потребительства, порождающего духовную пустоту. Именно мещанство победило советский социализм.

В современной России право на свободный труд рассматривается с позиций индивидуального пользования этим правом. Ст. 37 Конституции РФ утверждает: «труд свободен; каждый имеет право свободно распорядиться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию; принудительный труд запрещен» [3].

Иными словами, человек может работать по найму, либо сам быть работодателем, либо заниматься индивидуальной трудовой деятельностью и т.д. От гражданина не требуется иметь определенное место работы, незанятость граждан не может служить основанием для их привлечения к ответственности. Соответственно, из законодательства исключена категория “тунеядство”. Такое официальное толкование идеи свободного труда, конечно, является либеральным. Труд индивидуума свободен – но это не то же, что свободный труд. Впрочем, нынешняя российская жизнь показывает возвращение, хотя и частичное, к восстановлению роли трудовых коллективов предприятий в деле организации труда, в поддержке передовиков производства и т.д..

 

3

Теперь кратко о двух фундаментальных проблемах, которые сегодня стоят перед марксистской теорией.

В массовом сознании продолжает жить представление о коммунизме как об обществе, построенном на базе изобилия потребительских благ. При социализме труд необходим, а вот при «настоящем» коммунизме, когда "все источники общественного богатства польются полным потоком" [5. с. 20], как однажды выразился К. Маркс, общество позволит полностью удовлетворить все потребности каждого человека без особой потребности в труде, тем более в напряженном.

В первые десятилетия XX века резко обострился интерес к механизмам распределения совокупного общественного богатства. Известный английский философ Б. Рассел в книге «Предложенные пути к свободе» (1919) рассмотрел основные проекты анархистов и социалистов относительно механизма распределения и предложил свой план: «..Обеспечение прожиточного минимума всем, даже неработающим, но чтобы задействованным в труде, который общество признало полезным, доплачивали настолько больше, насколько позволяет валовая продукция — всё, что произведено… Подобная система замечательно вписывается в социалистический идеал, хотя и плохо уживчива с анархией» [15]. Б. Рассел попытался соединить воззрения анархистов и социалистов, отдавая предпочтение социализму особого рода - гильдейскому.

Концепция безусловного базового дохода (БДД) в настоящее время получила широкое распространение. Она предполагает регулярную выплату государством определённой суммы денег каждому члену общества вне зависимости от уровня дохода и без необходимости выполнения работы. Во многих странах мира ведутся широкие дискуссии и проводятся масштабные социальные эксперименты. Сторонники ББД считают, что его введение способно обеспечить достойный уровень жизни, освободить время для творчества и образования, преодолеть последствия массовой потери рабочих мест из-за развития робототехники и стать альтернативой системе государственного социального обеспечения. Они полагают, что человек, освобожденный от необходимости трудиться, не станет животным, а "найдет чем занять себя", посвятив свое время не только развлечениям, но и саморазвитию и даже общественно-полезной деятельности.

Противники БДД считают, что он разрушает стимулы к труду, поощряет иждивенческие настроения, снижает занятость и производительность труда в обществе. А. Ивантер пишет: «Смелая социальная инженерия, продвигаемая проповедниками безусловного базового дохода под лозунгом свободы и борьбы с неравенством, девальвирует ценность основы существования человека и человеческих обществ — производительного труда» [1, c. 12]. Никакая устойчивая и определяющая потребность в труде не будет формироваться и существовать у человека в «свободном обществе».

Исчезновение необходимости трудиться лишит человеческую жизнь её смысла и приведёт к закату цивилизации Не производя и не совершенствуя свою жизнь посредством собственного труда, человек в результате будет лишен и контроля над собственной жизнью, возможностью ее выстраивать по своим представлениям. Государственное социальное обеспечение граждан, их социальная защита и БДД преследует далеко не тождественные цели. В течение всей истории идет сложный процесс формирования в человеке естественной потребности в трудовой деятельности как фундаментальной жизненной необходимости. Этой цели должно быть подчинено государственное и частное социальное обеспечение человека.

Коммунизм — это прежде всего освобождение труда, а не освобождение человека от труда.

 Переворот в материальном производстве, растущие производительные силы сами по себе не делают возможной реализацию человеком заложенных в нем природой своих сущностных сил и способностей.

Сегодня научно-технологическое развитие стало невероятно быстрым. Технологическое освобождение человека происходит во все расширяющихся масштабах, однако все дальше и дальше заходит соединение технологического освобождения труда с потребительским отношением к жизни. Человеческая жизнь во всех ее проявлениях подвергается мощному информационному манипулированию. Креативные способности человека применяются в ограниченных рамках конкретной профессии. Идеология потребления развилась в новый вид контроля над человеком.

Раньше речь шла о потребительских товарах. Теперь речь идет о превращении в товар всех сторон жизни человека – семьи, досуга, личной и интимной жизни. Сегодня можно наблюдать самые печальные последствия такого подхода к человеку. Это разрушение семьи. Это отказ от человеческой цельности, появление текучего человека, меняющего работу десятки раз в жизни, когда такого человека не надо даже ломать. У него просто нет внутреннего стержня. Все эти и многие другие явления можно назвать расчеловечиванием человека. Впрочем, следует обратить внимание на все более широкое обращение российских людей к традиционным ценностям, которые становится серьезным препятствием на этом пути.

Транснациональные финансовые элиты в процессе глобализации начали осуществлять новую миропроектность, в основе которой - остановка развития, фундаментальный поворот Истории назад. Одна из уже реализуемых идей названа концепцией «многоэтажного человечества». Это отказ от идеи развития человека, когда на разных уровнях многоэтажного человечества будут помещены навсегда люди с различной степенью «полноценности». Таков по своей сути этот проект дегуманизации мира и человека.

Конец истории - это конец проекта Просвещения, мечты о неизбежном торжестве всеобщего разума, это конец проекта человека разумного. Марксисты сегодня обсуждают вопрос о том, что делать с массовой манипуляцией сознанием людей, как избавить людей от духа капитализма, который проник в сознание миллионов и оказывает разрушающее воздействие на формирование политических взглядов и представлений.

Современный кризис техногенной цивилизации, классической научной рациональности показал, к каким серьезным последствиям ведет отказ от гуманистического мировоззрения. К. Маркс предвидел наступлению эпохи, когда уровень развития общества начнет измеряться свободным временем человека. Свободное время — это простор для развития способностей, для всестороннего развития человека. Но оно выступает в качестве действительного богатства только при социализме, являющимся пространством подлинной культуры [13].

Марксисты, левые силы, насколько это возможно, пытаются предотвратить человеческую, антропологическую катастрофу. Разделяя марксову идею освобождения труда, они продолжают работать над тем, как создать условия для ее безусловной реализации в будущем. В этом спасение и грядущее освобождение всего человечества. Революция духа по-прежнему актуальна.

 

Литература

1.Ивантер А. Опасное искушение // Эксперт, 2020, № 31—34. 
2.Конституция СССР 1977 года. https: // constitution.garant.ru/history/ussr-rsfsr/1977/red_1977/5478732/
3.Конституция РФ 1993 года. http://www.kremlin.ru/acts/constitution
4. КПСС. XXII Съезд. Москва, 1961. Стенографический отчет. – М.: Госполитиздат, 1962. Т.III. 
5.Критика Готской программы // Маркс К., Энгельс Ф. Собр. Соч., 2-е изд. Т.19. 
6.Кургинян С.Э. Диалектика духа. Александровское «Суть времени», 2019. –
7.Ленин В.И. Выступление на субботнике на закладке памятника «Освобожденный труд». Полн. Собр. Соч., Т.41.
8.Манифест Первого Съезда РСДРП // Первый съезд РСДРП. Март 1898 г. Документы и материалы. М.: 1958. .
9.Манифест летучей федерации футуристов // vk.com>@art.library-manifesty-russkih- futuristov (Дата обращения – 7.9.2023)
10.Маркс. К. Гражданская война во Франции (1870-1871) // Маркс К., Энгельс Ф. Собр. Соч., 2-е изд.Т.17. 
11.Маркс. К. Общий устав и организационный регламент Международного товарищества рабочих // Маркс К., Энгельс Ф. Собр. Соч., 2-е изд.Т.17. 
12.Маркс. К. Теории прибавочной стоимости ( IV том Капитала) // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.26. часть III. 
13. Межуев. В.М. Социализм-пространство культуры // Знание, понимание, умение. 2007. №1. 
14.Плеханов Г.В. Программа социал-демократической группы «Освобождение труда». Сочинения. Т.II. Изд. 2-е. Госиздат. М.-Пг. (б.г.). 
15. Рассел Б. Предложенные пути к свободе. http://samlib.ru>g.galaburda_k_e/... (Дата обращения – 7.9.2023) 

комментарии - 0

Мой комментарий
captcha